сайт " Есть ли жизнь на Марсе ? " -создан для тех , кто интересуется странными явлениями и загадками не объяснимыми наукой .поисках истины динозаврия этот интересный мир сайт о раке есть ли жизнь на марсе марсиада марсиада 2010 | ||||||
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ ?__________________________
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК |
ПАТАГОНЦЫ ВСПОМИНАЮТ МЕГАТЕРИЕВ
Лишение ореола таинственности грозного йемиша не решило спор о существовали наземного ленивца. В конце концов, надо было хотя бы выяснить, кем был тот "лохматый ящер", на которого зря истратил свои пули дон Рамон Листа. Кроме того, не надо забывать, что несколько исследователей слышали из уст теуэльче легенды не только о злом хищнике, но и о безобидном звере, считающемся по преданиям неуязвимым, несмотря на медлительность. Эти предания больше подходят для доказательства существования крупного ленивца, который, в отличие от унау, ведет наземный образ жизни. Послушаем мнение некоторых исследователей. Доктор франсиско Морено не может быть заподозрен в предвзятости, так как он твердо отрицал недавнее существование гигантских ленивцев. Он утверждал, что многие теуэльче и геннаки рассказывали ему о страшном лохматом звере, воспоминания о котором сохранили его предки. В 1875 году старый вождь одного из племен показал ему пещеру, вырытую, как считалось, зверем, называемым Ellengassen. Правда, индейцы не могли сказать, существует ли он до сих пор. Второй свидетель - дон Рамон Листа, труды которого по этнографии и географии Патагонии до настоящего времени оставались актуальными. Он писал, что индейцы верят в злого духа, живущего вСьерра Кархуэрне (территория Санта Крус), а также в чудовищных четвероногих, которые, по легенде, похитили одного из индейцев и его семью, когда они пешком возвращались из Шарры. Профессор Сантьяго Рот свидетельствует, что один из вождей теуэльче Канкель несколько раз повторял ему слова своего деда об очень опасном звере, которые живет в окрестностях озера Буэнос-Айрес. Когда раздавался его рев"все другие звери спасались бегством. Во время такого бегства лошадиного стада и погиб его дед, охотившийся у озера на страусов. С тех пор бедный Канкель так боялся чудовища, что ни за какие посулы профессора Рота не согласился подойти с ним к озеру и на километр! Четвертым свидетелем выступал Рудольф Ленз, который привлек в качестве иллюстрации к своей версии арауканский фольклор. Он упоминал о каком-то диком животном, которого арауканы называли на испанский манер lofo toro (т.е. lobo toro), что означает "волкобык". Ленз считал, что речь шла прежде всего о быкообразном существе, а слово "волк" дооавлялось для придания его образу зловещего оттенка. Заметим здесь, что Ленз опирался на немецкий способ словообразования, где определяющее слово стоит первым. В романских языках, к которым относятся испанский и французский, на первом месте в сложных словах стоит главное слово. А вот другой пример: арауканы называют выдру по-исцански Zorro-vibora (лиса-гадюка) и подразумевают лису, плывущую по-змеиному, а не змею, бегающую по-лисьи. Мне кажется, что если кто-то захотел бы сравнить милодоноподобное животное с каким-либо представителем патагонской фауны, то им в первую очередь оказался бы волк бычьих размеров. Действительно, волк здесь - единственное животное с жесткой всклокоченной шерстью на относительно коротких лапах, а бык самое крупное животное, которое знают аборигены. Но вернемся к предавдущим свидетельствам. Вполне вероятно, что индейцы испытывают священный трепет перед легендарным мохнатым чудовищем, ибо из той фауны, которую здесь можно встретить, или из недавно существовавшей ни один зверь не похож на него, за исключением, как мы предполагаем, крупного наземного ленивца. Странным кажется факт, что страх вселяет животное, которое, как мы убедились, было одомашнено. Но не надо забывать, что одомашнили его не теуэльче и не арауканы, а их предшественники в Патагонии. Точно так же, как в Индии слоны являются источником страха для многих племен, тогаа как другие племена их давно одомашнили. Доктор Леманн-Ницше счел, что изложенные выше легенды вызваны существованием либо того же ягуара, либо одичавшего домашнего быка. По его мнению, в культуре патагонских индейцев никаким образом не запечатлено воспоминание о гигантском неполнозубом; этого и быть не могло, так как со времени существования его, как и исчезнувших людей, приручивших его, прошли тысячелетия. Мне же такая версия кажется несправедливой. В слишком уж хорошем состоянии были обнаружены останки исчезнувшего животного, чтобы отодвигать дату его исчезновения так далеко в прошлое. И чтобы подтвердить это, я приберег напоследок сильный козырь. ДИКОВИННЫЙ СУ ОТЦА АНДРЕ ТЕБЕВ то время как воспламененные его пророчеством о существовании лесного йемиша исследователи прочесывали патагонские дебри, профессор Флорентино Амегино, более склонный к кабинетной раооте, принялся изучать древние рукописи времен открытия Нового Света. Если его милодон жил в Южной Америке совсем недавно, то его должны были хоть раз встретить европейские пришельцы! В конце концов наш страстный палеонтолог нашел тот убедительный манускрипт, который почти доказал его точку зрения. Это была "История завоевания Парагвая" иезуита-португальца Педро Лозано. В этом произведении, опубликованном между 1740 и 1746 годами, говорилось, что на границе Патагонии и провинции Риодела Плата встречается крупный зверь, которого называют Зиили Succarath и который обычно перевозит на себе своих детенышей. В нем отмечалось также, что местные жители охотятся на него и шьют из erо кожи пальто и. плащи. Все это очень напоминает сведения о милодоне из пещеры Эберхардта. Особенно свойственно ему перевозить на себе малышей. Впрочем, описание Su годится для муравьеда. Не хватало совсем немногих сведений, которые позволили бы узнать в упоминаемом португальцем звере ленивца. Кто бы мог подумать, что животное с тем же именем еще раньше было известно в Европе! Между 1551 и 1558 годами был опубликован внушительных размеров труд швейцарского натуралиста Конрада Геснера "История животного мира". Несмотря на то, что в этом произведении множество неточностей и даже вымысла, оно было настолько фундаментальным, что на протяжении более чем двух веков служило отличным справочным изданием для зоологов. Поэтому не удивительно, как в него попало упоминание о диковинном звере из "Описания Америки", данного Андреасом Тоэтюсом (Андре Теве). Для пущей уверенности я разыскал книгу Андре Теве,. полное название которой звучит так: "Особенности обширных земель и островов, открытых за последнее время и называемых Америкой". Эта малоизвестная книга была первым научным трудом об Америке, написанным на французском языке. Теве, который опубликовал также в 1575 году "Универсальную космографию", был, бесспорно, одним из самых блистательных умов французского Возрождения. Его инициативе принадлежало создание Кабинета естественной истории. Примечательно, что в книгах этого ученого можно встретить описания редкостных для тех времен птиц и млекопитающих, таких как пингвин, агути, броненосец, но в них совершенно отсутствуют упоминания о сиренах или каких-либо других фантастических чудовищах, о которых так любили рассказывать моряки. Все его сведения о районе Магелланова пролива, касающиеся климата, растений и животных, подтвердились в дальнейшем. Вот отрывок из его описаний: "В этом краю так же прохладно, как в Канаде или других странах, близких к нашему полюсу, поэтому жители его делают одежду из шкур некоторых животных. Одно из них зовется Су. Оно любит пастись по берегам рек. Оно очень мягкого нрава и имеет необычную черту: когда ему угрожает опасность, су сажает своих детенышей на спину, накрывает их длинным пушистым хвостом и спасается в зарослях. Но дикари ловят этих животных с помощью хитрости: они вырывают глубокий ров, прикрывают его ветвями и листьями и гонят на него несчастную жертву. Свалившись в ров, животное начинает так яростно метаться, что давит своих детенышей. При этом оно громко кричит, чем наводит страх на дикарей, которые, впрочем, убивают его стрелами". Это описание сопровождает несколько наивный рисунок, на котором изображено подобие тощего льва с пушистым хвостом, несущего на спине своих детенышей. Рисунок, бесспорно, был сделан не прямым свидетелем, а по описанию, как это было принято в те времена. Именно поэтому верные словесные описания зверей сплошь да рядом сопровождают фантастические рисунки. Например, о бизоне Теве пишет как о горбатой, покрытой густой шерстью разновидности быка, в то время как сопровождающий текст рисунок изображает невиданное чудовище. Можно предположить, что название Su происходит от туземного слова, означающего "вода", "водяной". Профессор Амегино высказал предположение, что su, или sue, означает у теуэльче "накидка" или "одеяло", a earth, или carrath, - "кожа". В результате слово succarath означает "кожаная накидка" и подтверждает, из-за чего это животное отлавливалось индейцами. Доктор Леманн-Ницше увидел в приведенном описании доказательство того, что упомянутый нс может быть гигантским ленивцем. Дело в том, что он не поленился взвесить кусок кожи, найденный в пещере Эберхардта, и установил, что ее вес равен ни много ни мало 17 килограммам 750 граммам. Трудно представить себе пальто из такого плотного материала. Это возражение встретило ряд замечаний. Во-первых, ничто не мешает предположить, что если кожа на самом деле была снабжена мелкими косточками, то древние патагонцы применяли ее как военную одежду. Ведь это отличная естественная кольчуга. И не будем забывать, что доспехи европейских рыцарей весили иногда свыше 50 килограммов. С другой стороны, ничто не подтверждает факта, что если суккарат и был гигантским ленивцем, то в его коже обязательно находились костяные включения: подобные внутрикожные косточки не обнаружились ни у мегатерия, ни у лестодона, ни у скелидотерия. Разумеется, у этих животных толстая шкура, но разве наши модницы не наряжаются только из соображений престижа в пальто и шубы, вес которых достигает 10 килограммов? Критика доктора Леманна-Ницше не подтверждается анализом. Ничто не мешает нам предполагать, что суккарат Андре Теве был неким наземным травоядным. Можно быть уверенным также, что он жил в Патагонии в незапамятные времена, скажем, еще в средние века. СТОИТ ЛИ ИСКАТЬ В ДРУГИХ МЕСТАХ?Был ли "лохматый ящер" дона Рамона Листа позднейшим представителем гигантских ленивцев? Во всяком случае, нельзя этого отрицать. Истиной же было то, что к 1900 году недоверчивость самых осторожные ученых была поколеблена таким нагромождением убедительных и однонаправленных свидетельств: рассказ до а Рамона Листа, находка отлично сохранившейся шкуры, легенды теуэльче и арауканов и, наконец, хроника Лозано. Директор Лондонского музея естественной истории сэр Рэй Ланкастер предположил, что крупные наземные ленивцы могли сохраниться в малодоступных областях. Один лондонский еженедельник финансировал даже экспедицию, которой было поручено привезти живого милодона. Ученый" мир снова воспрял духом. Увы, новые исследования ничего не принесли. Руководитель экспедиции Хескет Х.Причард не выдержал долгих поисков и заторопился в Англию. Чтобы оправдаться, он объявил, что стал жертвой обмана. Как бы то ни было, но сегодня, более чем полвека спустя, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Экспедиции Кавендиша и Козловского также вернулись ни с чем с охоты на милодона.
До сих пор многие натуралисты ждут того часа, когда будут исследованы наиболее глухие уголки Патагонии. Но стоит ли ограничивать поиски Патагонией? Начиная с миоцена вплоть до недавнего времени, гигантские ленивцы мигрировали в северные области: в Уругвай, Бразилию, Боливию, затем в Колумбию, Центральную Америку, Мексику, а следом и на некоторые территории Соединенных Штатов, о чем можно судить по остаткам их костей вокруг древних кострищ. Истребляемые повсюду индейцами, ленивцы могли сохраниться только где-нибудь в тропических джунглях или высокогорных районах. Геологические или климатические изменения не могли стать причиной их исчезновения. Будем верить, что гонимые отовсюду, наши безобидные гиганты все же нашли себе где-то безопасное пристанище. |
|||||
|
||||||
Copyrigt by kowara |